Первичные документы ИП , подтверждающие расходы
Одно из главных преимуществ, которое дает бизнесмены регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а не организации – отсутствие обязательного требования вести бухгалтерский учет. Поэтому многие наивно предполагают, что никаких особых требований к составляемым документам не предъявляется. Главное, чтобы были какие-то бумаги, которые помогут подтвердить доходы и расходы для налогового учета. Однако здесь кроется серьезное заблуждение.
Право не вести учет
ИП, независимо от выбранной системы налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учет и не сдавать бухгалтерскую отчетность, согласно п.1 ч.2 ст.6, ч.1 ст.18 закона «О бухгалтерском учете».
В то же время ИП на общей и упрощенной системе налогообложения обязаны вести налоговый учет и составлять Книгу учета доходов и расходов (на ОСНО и УСН свои формы такой книги). Данные этих книг используются для расчета налогов.
Все записи в Книгу учета делаются при совершении хозяйственных операций, в ходе которых составляются первичные учетные документы. Хозяйственная операция – это свершившийся факт хозяйственный деятельности, оформленный документом (продажа продукции, закупка товара, начисление зарплаты и т.п.).
Требования к составлению документов налоговое законодательство не содержит, поэтому здесь работают требования законодательства о бухгалтерском учете. Не каждая бумага имеет право называться документом. От составления первичных документов ИП, также как и организации, не освобождаются.
Требования к первичке
Требования к первичным документам установлены ст.9 закона «О бухгалтерском учете»:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Ч.4 ст.9 также говорит, что утверждает формы документов руководитель экономического субъекта. Причем можно использовать не только типовые формы, но и разработанные самостоятельно (кроме кассовых и банковских документов, транспортной накладной). ИП также является экономическим субъектом. Никаких исключений по утверждению форм первичных учетных документов для ИП не установлено.
С какими документами чаще всего встречается Индивидуальный предприниматель?
- При работе с поставщиками:
ТОРГ-12 — за товары
Акт выполненных работ – за выполненные услуги
Счет-фактура – если поставщик является плательщиком НДС
- При работе с транспортной компанией:
Акт выполненных работ
ТТН, либо транспортная накладная
Счет-фактура, если поставщик является плательщиком НДС
- При оплате наличными за канцтовары, хозтовары и проч.:
Товарный чек – если компания применяет ЕНВД
Товарный чек+чек ККМ – если компания на УСН или ОСНО.
Данные документы должны быть заполнены в соответствии с требованием законодательства. Иметь все необходимые реквизиты.