Как учитывать входной НДС на упрощенке
«Упрощенцы» не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. То есть не начисляют НДС при реализации товаров (работ, услуг). Однако при покупке ценностей у плательщиков НДС в учете «упрощенца» появляется так называемый «входной» налог. Можно ли его сразу списывать на расходы при УСН, или нужно включать в первоначальную стоимость купленных ценностей?
Правило № 1
Правила учета «входного» НДС на «упрощенке» с объектом доходы минус расходы различаются в зависимости от того, что купил налогоплательщик.
Ситуация 1. Вы приобрели товары, материалы, работы или услуги. В данном случае в момент списания стоимости покупки на расходы вы вправе признать и входной НДС при УСН. При этом в Книге учета доходов и расходов нужно делать две записи. Одна будет на сумму «входного» НДС. Другая — на сумму остальной покупки. Если вы учитываете только часть покупки, то и налог признавайте в расходах частично. Такой порядок следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Напомним, чтобы списать на расходы при УСН стоимость работ, услуг или материалов, их достаточно оприходовать и оплатить продавцу. Для товаров предусмотрено дополнительное условие — они должны быть еще и реализованы. Факт оплаты их покупателем, вашим клиентом, значения не имеет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 17.02.2014 № 03-11-09/6275). Соответственно в отношении «входного» НДС действуют такие же правила списания.
При этом не забывайте, что на расходы списываются только те траты, которые прямо поименованы в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Если нет оснований списать саму ценность, то и «входной» НДС по ней на расходы при УСН не относится.
Ситуация 2. Куплены основные средства или нематериальные активы. Такие объекты отражают в налоговом учете при УСН по мере их ввода в эксплуатацию и оплаты по первоначальной стоимости, которая сформирована в бухучете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А она включает в себя НДС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 8 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Поэтому в Книге учета цену основных средств и НМА указывайте вместе с «входным» налогом. Отдельной строкой налог в Книге учета не выделяется. Также напомним, что для основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, предусмотрено дополнительное условие их учета — должны быть поданы документы на регистрацию указанных прав.
Правило № 2
Любой плательщик НДС, отгружая товары (работы, услуги) юрлицам, обязан выписать счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость. На это у продавца есть пять календарных дней, считая со дня отгрузки ( п. 3 ст. 168 НК РФ ). «Входной» НДС будет также выделен в товарной накладной или акте, которые вы получаете.
Вместо счета-фактуры и товарной накладной (акта) с недавних пор может применяться единый универсальный передаточный документ (акт) (или сокращенно — УПД) (письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ203/96@). При этом чтобы он имел силу счета-фактуры, данному документу продавец должен присвоить статус 1. Он указывается в левом верхнем углу УПД.
Так вот, если вы получаете УПД с кодом 1, то на основании этого одного документа вы отражаете в учете как «входной» НДС, так и остальную стоимость покупки.
Компания на упрощенке, которая не получает от поставщика счета-фактуры, вправе учесть входной НДС в расходах на основании платежки или кассового чека. Для этого нужно заключить письменное соглашение с поставщиком.
В перечне расходов, которые можно учесть на упрощенке с объектом «доходы минус расходы», отдельным пунктом идет входной НДС. Раньше в Минфине считали, что для документального подтверждения этого вида расходов нужен правильно оформленный счет-фактура (письмо от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147). Но с 1 октября продавец может договориться с покупателями на спецрежимах о том, чтобы не выставлять им счета-фактуры (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Чиновники подтвердили, что в этом случае покупатель вправе включить НДС в расходы без счета-фактуры. Его заменит либо платежка, либо кассовый чек или бланк строгой отчетности. Главное, чтобы в них была выделена сумма НДС.
Таким образом, безопаснее следить, чтобы в платежных поручениях и чеках всегда присутствовала сумма налога. Кроме того, НДС можно учесть только по тем товарам, работам и услугам, которые приобретены и подлежат включению в расходы (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А факт приобретения доказывают накладные и акты сдачи-приемки. Поэтому, хотя Минфин и не упомянул эти документы в своем разъяснении, безопаснее приводить их в книге учета доходов и расходов при списании НДС.
Что касается бухучета, то в нем отражать покупку с НДС можете на основании только накладной (акта) (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Заметьте: счета-фактуры может не быть, если ваш сотрудник приобрел товар как подотчетное лицо и действовал при этом как обычный гражданин. Дело в том, что продавцы, занятые в сферах розничной торговли и общественного питания и торгующие для населения за наличный расчет, счета-фактуры могут не выставлять. Считается, что они выполнили свою обязанность по выставлению счета-фактуры, если выдали покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом по общему правилу НДС в таких документах не выделяют (п. 6 ст. 168 НК РФ). Но если налог все-таки выделен, чек ККТ или бланк строгой отчетности можете приравнять к счету-фактуре. Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.08.2011 № КА-А41/767111).